Прикорм

Различные концепции ввода прикорма

В настоящее время есть несколько основных тенденций ввода прикорма. Перечислим 4 основные направления. 

 

  1. Классический "советский прикорм" 

    В рамках этого подхода к прикорму наши родственники, а также некоторые медики обычно советуют: вводить прикорм рано, до 6 месяцев (подробнее о сроках ниже), помногу - то есть объем прикорма быстро увеличивается до "нормы" которую ребенок просто обязан съесть; кормления грудью замещаются приемами пищи (то есть еда дается ВМЕСТО кормления грудью). Ребенку вводятся разные молочные продукты - творожки, кефиры; соки (см ниже о соках) и прочее. Прикорм вводится только пюрированной полужидкой пищей, мама всегда кормит ложкой, а малыш сидит в стульчике. Если ребенок не хочет - мама обязана его накормить, поэтому она либо отвлекает ребенка - показывает кукольный театр, мультики, итп, либо уговаривает либо даже заталкивает пищу в рот. 



    Еда ребенка - это важнейшее мероприятие, которому взрослые уделяют много внимания и сил. Это целая церемония. Еда ребенку всегда готовится отдельно. 



    Недостатки. Бывает, дети нормально развиваются и едят на этом виде прикорма, однако нередко бывает, что дети отказываются есть так рано так много прикорма, отказываются сидеть в стуле, отказываются есть не то, что родители (а почему мне дают одно, а сами едят другое? непорядок!) и требуют еду с общего стола, кусочки итп. Бывает, что после подобного ввода прикорма дети вообще не могут жевать очень долго и едят только пюре, бывает, что едят только под развлечения-отвлечения. Основная опасность - воспитать в ребенке ненависть к еде и плохой аппетит.



    Почему-то многие из нас считают, что дети всегда плохо едят, а вам не кажется что это вообще-то должно быть исключением, а не правилом? Ведь в ребенка заложены природой нормальное чувство голода, нормальный аппетит, саморегуляция этих процессов. Нашим "братьям меньшим" не знакомы проблемы, когда их дети - будучи здоровыми - не хотят есть. 



    Проблемы, имеющие непосредственное отношение к грудному вскармливанию - две самые частые, это: 1) ребенок очень плохо ест прикорм, т.к. у него возникли негативные ассоциации с процессом еды, и "повисает" на груди, 2) ребенок, напротив, с удовольствием уже в полгода ест прикорм большими порциями, а молоко мамы неожиданно начинает быстро убывать и ребенок переходит на ИВ еще до исполнения ему одного годика. 



    Итак, подобная методика ввода прикорма очень часто приводит к проблемам, поэтому НЕ РЕКОМЕНДОВАНА консультантами по ГВ, современными педиатрами и психологами.

     
  2. Современный педиатрический прикорм. Если вам нравится кормить ребенка отдельно приготовленной едой, соблюдать "нормы" и схемы, вам понравится схема прикорма, которую советуют многие современные педиатры. Тут сохраняется и четкая схема - в каком порядке вводятся продукты, какой прикорм первый-второй-третий, ребенок ест отдельную от других членов семьи пищу (определенную схемой), в то же время все разумно - кормления грудью резко не замещают, а сперва докармливают грудью после прикорма; ввод прикорма с 6 месяцев (подробнее о сроках ниже), дают пробовать с определенного возраста не только пюре. Ребенка не развлекают за едой и не заставляют есть. 
  3. Есть смягченный вариант педиатрического прикорма, который содержит меньше ограничений и рекомендаций. Он близок к прикорму рекомендованному ВОЗ (об организации) и Ла Лече Лигой (об организации). Ребенку даются примерно те же продукты, что ест вся семья, но, например, без соли, и не все что ест семья, а что-то выборочно (например, если мама ест рис с колбасой, дается только рис). Не прилагается слишком много специальных усилий - продукты не пюрируются и не блендерятся, но, возможно, разминаются. Вводятся продукты не слишком быстро, по одному, начинается с небольших доз. Нет ограничения, что обязательно один раз в день, а можно несколько раз в день небольшое количество (если нет склонности к аллергии) - как бы ознакомление с пищей. Ребенок не обязательно съедает "норму", но пока он мал, обязательно запивает грудью. Приветствуется врожденное стремление есть. Ребенку рано начинают давать небольшие кусочки пищи (очень маленькие). 
  4. И есть общее направление "педагогический прикорм". "Педагогический" означает, что мы в первую очередь учим ребенка - учим есть, правильному поведению за столом, учим, что еда это радость и удовольствие, показываем новые вкусы. Тут речь идет о том, что начинается питание ребенка с "микродоз" (крупинок пищи), ничего не пюрируется и не блендерится, и даже не разминается. Питание ребенка - вместе с семьей, сколько съест, столько съест. Ничего специально не готовится, семье предлагается перейти на здоровый рацион. "Рожана" (об организации) развила это направление в методику, регламентирующую все поведение мамы и ребенка, которой надо неукоснительно следовать, чтобы не было проблем с пищевым поведением, это более интересно сторонникам "единственно верного пути". Другие организации предлагают более мягкие варианты педагогического прикорма, где не так много жестких ограничений. 

Многие консультанты рекомендуют нечто среднее между "педиатрическим" и "педагогическим" прикормом. Многие семьи комбинируют подходы, поэтому очень полезно ознакомиться с несколькими вариантами (смотри ниже) а также с обменом опытом (тут)!

 Статьи 

Прикорм 2 (современный педиатрический)

Прикорм 3 (смягченный)

  • Естественный прикорм в соответсвии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения, статья Ирины Рюховой (о ней). Все очень разумно и взвешенно

Прикорм 4 ("педагогический"). Особенно хорошо подходит детям, которые отказываются есть жидкую и пюрированную пищу, или просто плохо едят. 

 

 Сроки вода прикорма

 Сок

 

 


Обсуждения и обмен опытом


На английском языке

"естественный прикорм" http://www.babyledweaning.com/


Дополнительная информация о здоровом питании

 

http://www.who.int/child_adolescent_health/documents/nhd_01_08/en/index.html

http://www.who.int/child_adolescent_health/documents/nhd_01_09/en/index.html

http://www.who.int/child_adolescent_health/documents/a85622/en/index.html

 

Популярное содержимое