СТАТЬЯ. Attach Hum Dev. Раннее разлучение матери и ребенка, родительство, и состояние ребенка

Attach Hum Dev. 2011 Jan; 13(1): 5–26.

Early Mother-Child Separation, Parenting, and Child Well-Being in Early Head Start Families
Kimberly Howard, Anne Martin, Lisa J. Berlin, and Jeanne Brooks-Gunn

Раннее разлучение матери и ребенка, родительство, и состояние ребенка в семьях исследования Early Head Start

Полный текст: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3115616/#R20

Назад к списку статей: http://www.gvinfo.ru/articles_eng#separation

Содержание статьи (пересказ).


Разлучение мамы и ребенка долее чем на неделю, в возрасте до 2 лет, приводит к более высокому уровню агрессии в 3 и в 5 лет, и более высокой степени отрицательного настроя ребенка (в 3 года). Влияния разлучения на родительское поведение мамы ребенка и на пассивный словарь ребенка не было выявлено.

Боулби определял сепарацию как проблему, которая может повлиять на отношения мамы и ребенка. В первую очередь сепарация подразумевает физическое отсутсвие матери. Эйнсворт выделил еще два важных момента, которые означают доступность матери. Во-первых, ребенок должен верить, что мама доступна для общения, и во-вторых, верить, что мама отерагирует, если он обратится за помощью. Если между мамой и ребенком образовалась стабильная привязанность, по мере роста, дети легче переносят физическое разделение с матерью, если у них сохраняется возможность общаться с ней, и так как они ожидают успокоение после воссоединения с мамой. Данное исследование в первую очередь исследовало связь физического отсутствия, отзывчивости матери, и последствий для ребенка (социоэмоциональное развитие, развитие языковых навыков).

Были выбраны дети до 2 лет, т.к. именно в этом возрасте для ребенка физическая близость является основным индикатором доступности матери. Если мама уезжала из дома, и даже связывалась по телефону, воспринималась ребенком как недоступная. Доступность матери особенно важна в первые два года жизни, т.к. ребенок мало способен понять причины отсутствия и время возвращения матери, поэтому опыт разлучения будет более тяжелым. К третьему или четвертому году жизни, ребенок все лучше понимает, что у мамы есть свои планы и свои мотивы, и их отношения изменяются. Сохранение общения с мамой помогает ребенку в этом возрасте ощущать непрерывность их отношений, несмотря на краткие отлучки. В результате, тревога при сепарации существенно снижается, что доказано исследованиями.

Методы: были взяты дети из большого национального исследования, около 3000 семей. Детей обследовали в примерно возрасте 1, 2, 3 и 5 лет (около 70% семей участвовало). Также в этом возрасте беседовали с мамами. Маме и ребенку предлагали игровой материал, их совместную игру записывали и затем оценивали по шкале.

В основном причиной отлучек матери были поездки в опуск, к родственникам, по работе. Почти у половины опрошенных к 2 годам ребенка уже была хотя бы одна отлучка на неделю или долее. ПО всей видимости, тот факт, что дети часто оставались дома с другим родственником или вторым родителем, что отлучка была запланированной, снизил возможные негативные эффекты от сепарации с мамой ребенка.

Возможным ограничением, накладывающим отпечаток на результаты исследования, была структура выборки, среди которой было много матерей до 20 лет, и большинство матерей жили в бедности. Возможно, что дети в этой среде меньше страдают от разлучения, т.к. они и так находятся в зоне риска из=за особенностей семьи. Возможно также, что необходимо учитывать в исследовании то, с кем остаетс ребенок, и качество ухода за ним в отсутствии матери.
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Популярное содержимое