Что знают студенты-медики о кормлении грудью? Статья Я. Я. Яковлева

Исследование знаний студентов-медиков в области грудного вскармливания.


статья яковлева что знают студенты медики о кормлении грудью, лактацииБольшинство женщин считают, что в вопросах кормления младенцев лучше всего спрашивать мнение врача. Так же чаще всего думают и сами медики. Оправдано ли это? Этой теме посвящена недавняя статья Я.Я. Яковлева с соавторами.

Авторы поставили целью оценить уровень знаний о кормлении грудью студентов-медиков, и понять, можно ли матерям слушать их советы. Для этого была составлена несложная анкета, на которую ответили более тысячи студентов; время заполнения было около 20-30 минут. Опрос проводился среди уже вроде бы "знающих" о предмете - студентов пятого и шестого курсов, интернов и ординаторов педиатрического и лечебного факультетов (впрочем, сильных отличий между их ответами не обнаружилось). Опрос проводился в нескольких медицинских ВУЗах России - Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Самара, Томск, Нижний Новгород, Владивосток, Хабаровск), и в Новокузнецком институте усовершенствования врачей (НГИУВ).

Результаты исследования получились достаточно любопытными. Студенты на этот момент успели изучить анатомию, физиологию, пропедевтику, педиатрию, акушерство, гинекологию... Таким образом, можно было бы предполагать, что по окончании ВУЗа имеется прочный фундамент современных знаний о кормлении грудью. И действительно, большинство студентов уже знает, что ребенок должен находиться рядом с матерью, его нужно сразу после родов приложить к груди, что в первые дни выделяется полезное для него молозиво. Большинство студентов считают оптимальным кормление по требованию (более 80%), причем как в первые месяцы, так и далее. Однако далеко не все считают грудное молоко оптимальным питанием для младенца - около 34% будущих педиатров и 50% студентов лечебного факультета назвали оптимальной молочную смесь. То есть смесь и грудное молоко как-то "перемешались" в головах студентов, и многие  почему-то считают их равными или даже смесь - лучшей!

Студенты кое-что знают о правильном прикладывании (что оно важно), и что трещины - не обязательны. Это - подавляющее большинство. Однако лишь 54% (пед.) и 62% (леч.) понимают, что причина трещин - неправильное прикладывание. Поразительно много студентов считают необходимой подготовку груди в беременность (90%) и регулярные сцеживания! (87%).

Хотя в теории студенты понимают важность правильного прикладывания, но когда их спрашивают о том, что же делать, чтобы добиться успешной лактации, они забывают об этом! Они рекомендуют различные БАДы, чаи, витамины, массаж, но лишь 41% студентов назвали хотя бы ОДНУ верную причину (из списка - кожный контакт матери и ребенка, кормление по требованию, ночные кормления, исключение соски, правильное прикладывание). Не говоря уже о том, что для того, чтобы оказать помощь матери, нужно назвать ВСЕ эти причины.

Опять же, в теории студенты знают, что прибавки веса - важный критерий достаточности молока у матери. Однако, если их напрямую спрашивают, что делать, если мало молока, очень немногие (4%) предлагают оценить прибавку веса, и вообще ни один не предложил узнать, сколько ребенок писает. И это несмотря на то, что 84% знают о критерии прибавки веса, и 13% и 7% (пед. и леч.) - о важности числа мочеиспусканий. Вместо того, чтобы оценивать прибавку веса, студенты предложили множество бесполезных и неэффективных рекомендаций при нехватке молока. Ответы студентов о прикорме так же разнились; любопытны также данные об оптимальной длительности исключительно грудного вскармливания. Каждый четвертый студент считал, что только грудью можно кормить ребенка аж до года. Однако большая часть (65%) студентов более-менее следуют современным рекомендациям, что исключительно грудь можно давать до 4-6 месяцев, а далее следует вводить прикорм.

Длительность кормления грудью у студентов вызывает меньше сомнений - 94% считают, что кормить следует более года.

Несмотря на частое отсутствие практических знаний и неспособность дать правильные рекомендации матери, исходя из понимания физиологии лактации, студенты (более 90%) считают, что достоверным и единственно необходимым источником знаний о кормлении грудью должны быть медицинские работники. Таким образом, тот факт, что ВОЗ признает важнейшую роль материнских групп поддержки, а также то, что кормление грудью в значительной мере основывается на передаче опыта от матери  к матери, нашим студентам неизвестно.

К сожалению, мы не можем с ними согласиться - ведь для того, чтобы быть источником знаний, необходимо понимать физиологию процесса лактации, а именно этого, судя по опросу, большинство студентов не понимает, несмотря на то, что некоторые правильные теоретические знания у них есть. Также сложно ожидать поддержки кормления грудью от людей, которые не видят такой уж значительной разницы между смесью и молоком матери, и даже нередко предпочитают ему смесь как оптимальное питание. И даже если у матери не хватает молока, как ей кажется, мало кто сможет оказать ей практическую помощь. Они принимают слова о нехватке молока на веру (хотя очень и очень часто это не так), и спокойно вводят докорм смесью, как оптимальным питанием. Неудивительно, что большинство наших женщин быстро переходят на СВ и на ИВ.

Выводы исследования состоят в том, что необходимо уделять больше внимания обучению практическим навыкам помощи кормящих, например, решению типовых ситуационных задач. Также необходимо добиться большей информированности студентов по тем позициям, по которым их знания далеки от международно признанных стандартов.


Оригинал статьи http://yko.ucoz.ru/Pechat/55322396.pdf

Яковлев Я.Я., Манеров Ф.К., Фурцев В.И. и др. Грудное вскармливание: результаты ретроспективного многоцентрового исследования уровня знаний будущих врачей // Вопросы современной педиатрии. - 2011. - том 10. - № 5. - С. 10-16

 


Назад к подборке "Группы поддержки грудного вскармливания"

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Популярное содержимое