выдержки из статьи М. Е. Ланцбург

О ПРИМЕНЕНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ

 

Журнал практического психолога. 2003, № 4–5, С. 22–37.


М.Е. Ланцбург, 
психолог, канд.биол.наук. (об авторе)

 

выдержки из статьи

 

Цель психологической работы с будущими родителями — содействие формированию ответственного и компетентного родителя. ...

Работа психолога, ...в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям» (Д.Винникотт), к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.

...

Объект деятельности психолога — развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Грубым вмешательством специалист способен разрушить невидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому так важно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этой диады. Непосредственное воздействие психолога на ребенка (за исключением невозможности контакта матери или близкого родстенника с ребенком) не должно иметь места. Мы должны ограничить объект воздействия родителем, помня при этом, что в состоянии беременности женщина весьма чувствительна и внушаема.

Внимательно отнесясь к интенцианальности самой женщины, прежде всего в отношении беременности, приняв во внимание иерархию ее ценностей и место в ней ребенка, учитывая отногенез ее материнской сферы, мы должны далее отследить процесс развития личности женщины в течение беремености и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние). В случае диагностики изначально неблагополучного отношения женщины к беременности (одного из неоптимальных типов гестационной доминанты по И.В. Добрякову) и ребенку (одного из неадекватных типов переживания беременности по Г.Г. Филипповой), неадекватного понимания ею функций матери (что, как правило, связано, в свою очередь, с нарушением ее отношений с собственной матерью (P.M. Shereshefsky & L.J. Yarrow, Г.Г. Филиппова), психолог сопровождает женщину в ее внутреннем поиске.

Он способствует в чем-то направлению, а в чем-то фасилитации этого поиска, помогая женщине в нахождении оптимальных форм взаимодействия с ребенком и принятия себя в роли матери. Здесь будет уместно вспомнить один из базисных принципов роджерианства: не следуй ни одному из авторитетов, но доверься собственному опыту переживаний и развивай свой собственный стиль (Р.Хаттерер). Это положение перекликается с понятием Д.Винникотта о «достаточно хорошей матери». В решении задачи помочь женщине принять ребенка и обрести собственный стиль взаимоотношений с ним психолог применяет в своей работе различные методики, в том числе, телесноориентированную и арт-терапию, гаптономию и другие.  ...

Оказание поддержки клиентам. Функция психолога в работе с беременными женщинами — это прежде всего функция поддержки. Глубинная психотерапевтическая работа в этот период недопустима вследствие ранимости психики будущей мамы и возможных негативных последствий для развивающегося ребенка.

Все формы поддержки, применяемые в гуманистической психотерапии являются актуальными в работе с беременными женщинами и направлены на повышение ее уверенности в себе и в своих силах и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком. Само по себе общение в группе, предполагающее отсутствие критики любых высказываний, поощрение спонтанности, уважение к каждому участнику, способствует раскрытию членов группы и снижению их тревожности. Ведущий группы должен умело сочетать поддержку, которую оказывает он сам, и поддержку, которая идет от группы, с учетом того, кому, сколько и в какой форме этой поддержки нужно и от кого какую поддержку может получить группа и каждый из ее участников.

При этом психолог не должен выделять высказыванием, взглядом, интонацией или мимикой те или иные суждения, показывая что одни слова ему нравятся, а другие — нет Например, я сталкивалась с такими заявлениями беременных: «Этот дьяволенок просто избил меня.изнутри», « Мой ребенок — это монстр, герой из фильма «Чужие»», « Я хочу, чтобы мне сделали кесарево сечение, я настойчиво прошу об этом врача, хотя он мне этого не советует».

Благодаря тому, что подобные высказывания воспринимались мной как ведущей в той же доброжелательной спокойной манере, что и высказывания других участников, женщины смогли почувствовать себя принятыми психологом и группой, что в свою очередь позволило им проявить внимание к суждениям других членов группы. В группе всегда найдутся женщины, которые эмоционально позитивно относятся к своим детям. И важно чтобы женщины с внутренним конфликтом услышали их.

Поддержка психолога должна ограничиваться принципом минимальной достаточности. Демонстрация психологом большей, чем у самой женщины, заитересованности в благополучии ребенка или в тех или иных ее действиях, выдает личностную непроработанность консультанта и мешает успеху его работы. При такой подходе женщина с большой вероятностью закроется или переложит ответственность за решение своих проблем на психолога. ...

Терапевт поддерживает доверие клиента к себе самому, к своим возможностям справиться с той или иной ситуацией, помогает с помощью группы раскрытию собственных ресурсов будущих родителей. Доверие мамы к себе самой важно для формирования психологического благополучия ребенка. С уверенной любящей мамой ребенок обретает ощущение безопасности.

Вспомним высказывание Д.В. Винникотта о том, что ребенок не нуждается в идеальном родителе, ему нужен «достаточно хороший родитель». Если мама не уверена в себе и ей хочется стать «идеальной мамой» для своего ребенка, она, сталкиваясь со множеством самых противоречивых советов, начинает метаться от одного к другому, в результате ситуация для ребенка оказывается непредсказуемой, а мама уходит от живительного общения с ребенком в строгое следование тем или иным интсрукциям, она испытывает чувство вины, которое может привести ее к депрессии.

Мама обязательно столкнется с оценками, которые будут давать здоровью и поведению ребенка окружающие ее люди: соседи, воспитатели, учителя. Если у самой мамы нет собственного ясно выраженного конструкта «Я-и-мир» и выработанных в процессе общения с ребенком критериев его оценки, то увеличивается вероятность, что она предаст ребенка и самое себя как мать в угоду некоторым внешним мнениям.
Содержание занятий с беременными должно быть направлено на укрепление уверенности мамы в самой себе во всех аспектах: эмоциональном (работа с чувствами), когнитивном (сообщение знаний из разных источников, ознакомление в том числе с противоречащими друг другу точками зрения на одну проблему, поощрение к поиску собственного решения), операциональном (через отработку поведения в родах и приемов обращения с ребенком на кукле). ....

В своем взаимодействии с мамой психолог непременно должен выражать доверие ее чувствам, уверенность, что ей удастся найти оптимальное решение возникающих проблем, подчеркивать, что только наблюдая за своим ребенком (с которым только она находится в постоянном близком контакте), ей удастся найти оптимальный индивидуальный подход к нему. Прежде чем дать рекомендации, следует очень внимательно прислушаться к самой маме, с тем, чтобы способствовать обретению ею индивидуального материнского стиля.

Манера ведения группы и взаимодействия с будущей и молодой мамой должна быть максимально демократична и исключать личную заинтересованность ведущего в позиции быть «сверху», претензию на знание абсолютной истины.

Например, я сама как мама, преодолев множество трудностей, кормила грудью моих детей более года, и мне поначалу было сложно принимть женщин, не желавших бороться за лактацию. Со временем мне удалось занять профессиональную позицию, поняв, что то, что я могу — это донести через книги, Интернет, в лекциях, консультациях информацию о важности грудного вскармливания, научить справляться с самыми разнооброазными трудностями, помочь наладить контакт с консультантом по лактации, но выбор женщиной пути вскармливания своего ребенка-остается ее выбором, и от этого выбора не зависит моя оценка ее как матери, я отказалась от осуждения, я научилась принимать и уважать право матери на свободу

Точка опоры для клиента

Многие будущие мамы приходят на консультацию с ориентацией на внешние опоры, которыми могут выступать: инструктор по подготовке, врач, медицинское оборудование, определенные приемы в родах (техники дыхания или обезболивания, водные или вертикальные роды). Задача инструктора — содействовать переориентации мамы с внешних на внутренние опоры, коими выступают: ее доверие к своему телу и к тем процессам, что будут происходить в родах, доверие к себе как матери. При этом при необходимости она способна обратиться за помощью к нужным ей специалистам, но не хвататься за них как за спасательный круг....

Точка опоры для терапевта

Вследствие высокой внушаемости на фоне наличия тревоги и страха, беременные могут воспринимать специалиста, занимающегося с ними как учителя, носителя абсолютной истины или как родителя. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы инструктор был центрирован и ориентировал клиентов на их собственные внутренние резервы, продолжая оказывать им поддержку. Если в отношении своих собственных детей инструктор бывает гибок и показывает слушателям, что он и сам учится родительству, что этот процесс не заканчивается с рождением ребенка, то тем самым он укрепляет будущих мам и пап в их поиске.

Ведущий должен избегать соблазна сообщать об опыте воспитания собственных детей как единственно верном и отвечать на прямые вопросы клиента типа: «Посоветуйте, рожать ли мне с мужем?» «Выбрать мне тот или иной роддом?» «Стоит ли мне так или иначе поступать с моим ребенком?» .....

 

статья целиком   http://psymama.ru/articles/lanc3.html

публикуется с любезого согласия автора

Назад к подборке о Поддержке кормящей матери

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Популярное содержимое